Мёд на Новый год: как мы готовим корпоративные подарки

Добавлено: 07 февраля 2017

         
       
               
                 
                   
Наши новости
                   

Мёд на Новый год: как мы готовим корпоративные подарки

                   
Мы написали большую статью про работу с оптовыми заказами. В канун Нового года они составляют до 80% прибыли нашей компании, делимся секретами с вами






                                     
               
           
       
   
 
   
 
Наш интернет-магазин работает на рынке три года. Мы запускались в канун новогодних праздников, поэтому поначалу проблем со сбытом не было — подарочные наборы с мёдом разбирали, как горячие пирожки. Простите за сравнение.

Проблемы начались весной — люди меньше болеют, поэтому мёд перестаёт быть актуальным. Мы нашли три способа поднять продажи и последовательно внедрили их в нашу работу.

Вкратце я уже писал о каждом из них для vc.ru, а сейчас расскажу подробнее про самое прибыльное для нас направление — корпоративные заказы.
 
   
                 

Что на рынке?

         
 
 
Корпоративные подарки заказывают средние и крупные компании. Всё чаще они уходят от банальных вещей вроде календарей и ежедневников — чтобы выделиться на фоне других и подарить нечто особенное.

И дарят, например, элитный алкоголь или шоколад ручной работы. При этом не учитывая, что человек на деле может оказаться непьющим или сидеть на диете. В результате — неприятный осадок и слитый бюджет.

В этом случае у нас есть альтернатива.
 
   
                 
Рабочий процесс
         
 
 
Главное в подарке — утилитарность. Мало поставить его на полку, он должен приносить пользу. Этот подход мы положили в основу нашего магазина и стали делать подарки с заботой о здоровье.

Мёд, варенье и чай уже были в нашем каталоге, когда мы выходили на рынок корпоративных подарков. К тому моменту мы уже наладили розницу и производство свадебных комплиментов, поэтому начали работать по налаженной схеме.

В прошлом я работал в IT-сфере, поэтому перенёс принципы скрама и аджайла на наш магазин подарков. У нас есть управляющий, он контролирует производство в целом. Двое менеджеров — работают непосредственно с клиентами, четыре дизайнера и двое работников производства. Последние отвечают за фасовку и упаковку.

С корпоративными подарками работа строится следующим образом. Менеджер получает заказ, фиксирует требования и сроки на виртуальной доске задач. Мы пользуемся Трелло — создаём для каждого проекта отдельную карточку и последовательно перемещаем её по этапам работы, от «принято в разработку» до «отгружено клиенту».
 
                   
 
 
         
       
Наши дизайнеры работают удаленно, все живут в разных городах — от Москвы до Барнаула. Рабочие вопросы мы решаем в Слаке — это удобнее и оперативнее, чем в Трелло. Макеты загружаем прямо в чат, обсуждаем всей командой и уже принятые варианты заносим в карточку проекта.
     
         
             
           
 

Далее — согласование с заказчиком. Мы показываем ему и макеты сами по себе, и то, как подарки будут выглядеть в конечном итоге.

 
         
       
Для этого дизайнер готовит мокапы, а менеджер обсуждает их с клиентом. После утверждения файлы для печати загружаются в отдельную папку на Яндекс.Диске и отправляются в типографию.
     
         
             
           
 
На подготовку одного заказа уходит от одного до пяти дней — в зависимости от количества подарков. За две недели до Нового года мы переходим на круглосуточный режим работы и собираем до полутора тысяч наборов за сутки.

Большинство компаний готовятся к новогодним праздникам заранее — за два-три месяца. На это время приходится пик корпоративных заказов, хотя первые из них мы получаем ещё летом.
 
   
                 
Чему нас научили клиенты
         
 
 
Одним из первых наших заказчиков была сеть ресторанов «Чайхона №1». У нас не было сформированного коммерческого предложения и примеров оформления — поэтому мы просто провели дегустацию у нас в офисе и показали упаковку, которая была в наличии.

Уже в ходе работы над заказом у нас появились наклейки и бирки в фирменном стиле «Чайхоны №1». Мы ими украшали не только баночки и пакеты с чаем, но и пакеты из крафта — у нас их до этого тоже не было, закупили специально для проекта.
 
                   
 
 
Этот заказ научил нас двум важным вещам: корпоративный подарок должен быть красиво упакован и оформлен в фирменном стиле заказчика. При этом важно, чтобы клиенты чувствовали свободу выбора и принимали участие в процессе.

Так, «Нетология» попросила нас упаковать подарки в картонные коробочки. Мы пошли навстречу и «докрутили» идею — перевязали презенты широкой лентой и вставили живые цветы в каждый бант. Повод был — 8 марта.
 
                   
 
 
Самая популярная упаковка в нашем магазине — тубусы. Впервые они появились, когда мы работали над заказом для компании «Мастер Бриллиант». Тогда это были обычные крафтовые тубусы в мелкую крапинку, мы их просто дополнили наклейками с логотипом фирмы.

Сейчас мы разрабатываем уникальное оформление для каждого корпоративного заказа. На основе фирменного стиля и повода дизайнер делает несколько макетов. Мы выбираем один, согласовываем, если нужно — дорабатываем и отдаём в производство.

Так появились тубусы для Министерства финансов РФ, Mango Office, Zoetis, Tom Tailor и многих других. Что интересно, тубусы «перекочевали» и в розницу. Мы стали продавать в них наборы из двух баночек мёда или варенья. При этом предлагаем разное оформление. Например, для новогодних подарков мы разработали такой дизайн:
 
                   
 
 
Помимо тубусов, из корпоративного направления в розницу перешли деревянные шкатулки. У нас был заказ от «Черномортранснефти» на 15 шкатулок, но мы закупили их с запасом — на случай, если что-то пойдёт не так.

Оставшиеся шкатулки мы оформили в нашем стиле — нанесли логотип на крышку и разработали специальный дизайн для баночек (они меньше, чем все остальные в нашем каталоге). Результат: продажи идут и в розницу, несмотря на премиальный сегмент.
 
                   
 
 

Таким образом, корпоративные подарки не только решают свою главную задачу — продажи в осенний сезон, но и развивают нашу компанию в целом.

 
   
                 
Доставка
         
 
 
Я выношу её в отдельный пункт, потому что у нас есть своя специфика — подарки «Hello, honey» хрупкие. Дело даже не столько в стеклянных банках, сколько в фирменной упаковке. Например, часть тубусов после транспортировки по нашим дорогам могла выглядеть вот так:
 
                     
             
         
       
Такое случалось на дальних перевозках и никто от этого не застрахован — не спасал ни поролон, ни пузырчатая плёнка. Чтобы не портить клиентам праздник, мы стали отправлять тубусы с небольшим запасом. Так или иначе, они не останутся без дела — всё-таки предмет в корпоративном стиле.
     
     
 
В новогодние праздники добавляется ещё одна специфика — срочность. Есть клиенты, которые тянут до последнего и заказывают подарки накануне корпоратива. Второй год подряд у нас повторяется такая ситуация: нужно за смену собрать тысячу подарков и на следующий день доставить их в Питер.

Транспортные компании отпадают — в праздники они часто задерживают поставки, а в это время клиенты уже накрывают на стол. Что мы делаем: открываем BlaBlaCar, находим водителя с вместительной машиной и выкупаем у него все места. За ночь он успевает добраться до любого города в радиусе 800 км от Москвы и развести заказы по адресам — если заплатить немного сверху.

Такая доставка дешевле, чем услуги транспортной компании, но есть свои риски — всё-таки через BlaBlaCar работают водители, а не курьеры. Но у нас с этим ни разу не возникало проблем, всегда доставляли успешно и вовремя.

Главное в доставке — предусмотреть и исключить риски. Важно не только вовремя отгрузить заказ, но и ничего не потерять по дороге.
 
   
                 
Что в результате
         
 
 
За три года работы мы подготовили подарки для 400 компаний в разных сферах — медицина, нефтепереработка, телекоммуникации, банковское дело, розничная торговля и многие другие. Наши подарки запоминаются, поэтому к нам возвращаются снова.

Например, компания WABCO. Её партнёры в прошлом году получили в подарок наши наборы с чаем и мёдом, а в этом году — тубусы с домашним вареньем.
 
                   
 
 

На этом варианты подарков не заканчиваются. Например, у нас заказывают восковые свечи и суккуленты — небольшие неприхотливые растения. Таким образом, через год мы можем предложить новые подарки — не только WABCO, но и другим компаниям.

Под фразой «через год» я имею в виду новогодние праздники. Именно на них приходится основная доля корпоративных подарков. Остальные вручают на профессиональные праздники и дни рождения.

В итоге корпоративные заказы приносят нам до 80% прибыли в осенне-зимний сезон. Это внушительная цифра, но при этом нам есть, куда расти. Главное в этом направлении — совершенствовать предложение, искать новые варианты упаковки и наполнения.

Я думаю, что подарки должны удивлять. С каждым годом клиенты становятся всё более искушенными, но тем интереснее наша задача.

Корзина пуста